Статьи / Образование / Эксклюзив

Катя Колчанова: «Для более устойчивого развития экономики необходимо менять модели спроса»

«Платформа. Устойчивое развитие» поговорила с Катей Колчановой - соосновательницей и стратегом бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития «Теперь так» и соавтором курсов «Теперь так», о том, как функционируют эко-просветительские проекты в России

Катя Колчанова: «Для более устойчивого развития экономики необходимо менять модели спроса»

Фото: Екатерина Колчанова

- Как из магазина «Осока Высокая» вырос проект «Теперь так»? 

- Курс бережного потребления «Теперь так» мы запустили в 2018 году («Осоке» к этому времени был почти год). В это сложно поверить, но в 2018 действующих лиц в этой области едва хватило бы, чтобы загнуть пальцы на двух руках. Так что тогда мы работали с двумя потребностями: 1 — информация, ориентированная на практику: «мол, некогда разбираться, скажите, что я могу делать просто, но с максимальной пользой» и 2 — «понимание, поддержка и дружелюбность» (понятие «экодушнила» стало популярным лишь полгода-год назад, но такой «стиль» — давно). Поэтому в основу курса «Теперь так», а потом и всего проекта, легла концепция бережности, изначально разработанная для бренда «Осоки Высокой» — буквально так: бережно к себе; к тем, кто нас окружает; и к тому, что нас окружает. В этом смысле, для нас ничего не изменилось. 

- Как развивался и эволюционировал проект «Теперь так»?

- Когда всё началось, не было никакого «проекта» — мы ничего такого не планировали: у каждого из нас была работа, какое-то очень ненавязчивое количество свободного времени и, видимо, крепкое желание приносить пользу. Мы просто решили, что можем поделиться своим опытом и знаниями, чтобы слегка облегчить жизнь тем, кто хотел бы быть бережнее, да не знает как. Осознание того, что из этого может что-то получится устойчивое, появилось через неделю после запуска курса, когда без всякой рекламы и пиара на курс подписалось около 6000 человек. Это число значительно превысило наши ожидания.
Кроме того, вместе с подписчиками к нам пришли бизнесы, желающие формировать свой имидж в экологической повестке. И так как курс мы продолжали писать параллельно с публикацией, нам не хотелось отвлекаться на запросы компаний — к ним мы обещались вернуться в следующем году. 

И мы вернулись — с 2019 года мы стали работать с компаниями, помогая им делать процессы экологичнее и экономичнее, вовлекать в эту работу сотрудников и рассказывать о ней аудитории. Нас было трое, у каждого свой бэкграунд: стратегия (включая устойчивое развитие), маркетинг и креатив, навыки внедрения изменений; и у всех — личный опыт бережного быта.

К 2020 году у нас уже сформировалась небольшая постоянная команда и собственные цели: так мы сменили стихийно возникшее «проект» на «бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития». В этом году сформировалась наша ключевая позиция: для более устойчивого развития экономики необходимо менять модели спроса и предложения и делать это лучше, объединив усилия, поэтому партнёрства — это самый эффективный способ действовать. Независимо от того, в какой роли мы выступаем: в роли партнёра или в роли фасилитатора партнёрства. 

- Сейчас, помимо курсов для широкого круга слушателей, у вас есть и курс для сотрудников заведений общепита. Планируете ли вы готовить курсы об экологизации других отраслей бизнеса и профессиональной действительности?

- Да, нам интересно делать специализированные курсы. Но наша конечная цель — это не сам продукт, а изменения, на которые он вдохновит тех, кто его прошёл. Создание такого продукта трудоёмкий процесс, который занимает от полугода до года. В работу над своими продуктами мы вовлекаем практиков, работающих в этой сфере, и будущих пользователей (здесь: слушателей). Собираем тему как паззл: с одной стороны — реальные запросы и задачи, стоящие перед практиками в текущей экономической ситуации, с другой — имеющиеся на рынке знания и опыт их применения, с третьей — экономические, экологические и социальные факторы ведущие к устойчивости бизнеса. Потом разрабатываем методологию, которая позволит соединить все факторы в системный продукт, который мотивирует и на внедрение изменений, ведущих к быстрому чувству успеха, и к развитию стратегического видения. 

Сейчас мы с разными партнёрами готовим к выпуску несколько продуктов, в том числе, рассчитанных на профессиональную аудиторию. Среди этих проектов есть и курс, ориентированный на предпринимателей и владельцев малого бизнеса. Этот курс мы разрабатываем отталкиваясь от реальных потребностей и сложностей, с которыми сталкиваются в ежедневной работе его потенциальные слушатели. Metro Cash & Carry, с которыми мы сделали этот курс, имеет большой опыт работы с этой аудиторией и внедрения практик устойчивого развития, принимает активное участие в работе, но, в то же время, не тянет одеяло на себя, разделяя цель сделать продукт простым и практичным. А ещё объективным и многосторонним — в создание этого курса мы вместе вовлекли 30 экспертов из разных сфер деятельности. 

- По какой экономической модели развивается проект? 

- Запускали курс мы на свои — могли себе позволить (смеётся). Но объём работы, в том числе просветительской, становился всё больше, и сейчас бюро «Теперь так» — для большинства из нас это основная работа: мы должны обеспечивать себя и свою команду. Поддержка готового курса долгое время не требовала серьёзных расходов и добровольные платежи частично в этом помогали. 

- Плата за «Курс бережного потребления» взимается добровольно. Как вы пришли к такой модели просветительского проекта? Окупается ли он?

- Вообще, в России нет культуры платить за контент, тем более просветительский, и модель с добровольными платежами скорее наш нановклад в развитие этой культуры — приходящие из этого канала суммы чуть больше наших расходов на систему приёма платежей. Тем не менее, мы страшно признательны каждому, кто всё-таки совершает эти платежи — это вселяет в нас веру, что и в этой области изменения возможны. Но всё же основные средства на просветительскую деятельность, поддержку курса, разработку новых проектов, таких как, например, исследование «Список бережных инициатив», и вознаграждение команды мы зарабатываем за счёт работы с бизнесом. 42% от проектных бюджетов, не менее 35% уходит на реализацию проекта и 23% — это юридические и финансовое сопровождение проектов. Мы функционируем как некоммерческая организация, хоть формально ей и не являемся. Чтобы финансовая сторона взаимодействия с партнёрами была прозрачной — мы сообщаем об этом каждому новому партнёру.

Но в начале этого года ситуация изменилась: из-за известных событий, платформа, на которой работал курс, ушла из России — курс остался без дома. Необходимость переносить куда-то курс, стало толчком для решения освежить курс, сделав его более интерактивным и гибким с точки зрения последовательности и скорости прохождения. Мы уже сделали новую платформу, и сейчас ищем партнёра, чтобы перезапустить курс. 

- С какими сторонними проектами вы сейчас сотрудничаете, в каком формате? 

- Мы с большим удовольствием работаем с бизнесом и организациями гражданского сектора, иногда — с госсектором. Наиболее перспективные проекты в области устойчивого развития — ведущие к быстрым изменениям — это междисциплинарные проекты. У нас есть даже такой внутренний показатель как количество партнёров на одном проекте (больше — круче). На самом деле, чем больше партнёров, тем сложнее взаимодействовать, но и результат проекта, как правило, заметнее и масштабнее. Самый «людный» среди наших проектов — это ежегодное исследование «Список бережных инициатив». Исследование 2021 года мы делали вместе со 175 организациями со всей России. Конечно, степень вовлечения партнёров тут очень разная, но без всех этих партнёров исследование было бы невозможно. 

- Насколько важную роль сейчас играет поддержка инициатив дружественных организаций/компаний/фондов?

- Я думаю, что поддерживать работу некоммерческих и благотворительных организаций очень важно, особенно в периоды высокой турбулентности. И делать это можно по-разному, наш путь — объединение усилий. Партнёрство предполагает наличие общей цели и, в идеале, общих ценностей. Преследуя общую цель, партнёры разрабатывают способ действовать совместно. Когда речь идёт о поддержке или других формах взаимодействия, организации преследуют собственные цели — им просто по пути. Достигнув целей — цель обоих партнёров или какого-то одного, или даже не достигнув ни одной — они просто расходятся и проект заканчивается. Вероятность синергии и каких-то социальных инноваций здесь не очень высока, на уровне случайности. Этого достаточно для филантропии (и по-прежнему невероятно нужно), но маловато для достижения целей устойчивого развития. Мы — про второе.

- Какие принципы, помимо бережного отношения к экологии, объединяют вашу команду?

- В профессиональном плане, я бы сказала, что нас объединяют идеи устойчивого развития: это бережное отношение и к людям, и к окружающей среде в сочетании с экономической устойчивостью — эти три фактора едины для любого нашего проекта. В личном, как мне кажется, главная ценность для каждого из нас это всё-таки люди и бережное отношение к ним. 

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.